Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
25 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

Выступление директора Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области.

 Выступление директора Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области, члена Межотраслевого Совета по техническому перевооружению в строительстве РФ Чумерина Ю.Н. на строительном форуме в г. Челябинске 27 сентября 2006 г. ОСНОВНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ  РЕФОРМЫ  ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  В  РОССИИ. 

Идея реформы заключалась в  создании благоприятных условий для  предпринимательства и снятии излишних  административных барьеров и ограничений.  Федеральный закон «О техническом регулировании» базируется на положениях Соглашения по техническим барьерам в торговле Всемирной Торговой Организации.

Основная цель закона – обеспечить создание двухуровневой системы нормативных документов:  технические регламенты, которые содержат обязательные требования и добровольные стандарты. 

Основные проблемы, возникшие в ходе реформы технического регулирования:

1.1. Принципы технического регулирования, предлагаемые идеологами реформы, коренным образом отличаются от принципов технического регулирования, принятых в странах  ЕС и одобренных Европейской Экономической Комиссией Организации  Объединенных Наций (ЕЭК ООН).

Европейский подход принят практически всеми бывшими республиками СССР.  На долю стран Европы и СНГ приходится подавляющая часть товарооборота России. В этих условиях становится очевидной необходимость максимального сближения российской системы технического регулирования с европейским законодательством.

1.2. Основным отличием российского Закона «О техническом регулировании» является включение в сферу его действия безопасности процессов производства.

Это приводит к необходимости разработки и принятия в виде законов значительно большего количества регламентов (по некоторым оценкам до 700)

Закон должен регулировать отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к процессам производства только в части обеспечения безопасности продукции, как это принято в странах ЕС, СНГ и ЕврАзЭс.

1.3. В международной практике технического регулирования вопросы безопасности продукции решаются по   видам опасности, в России предлагается отраслевой подход. Это ведет к необходимости многократного повторения идентичных требований по безопасности в каждом отраслевом документе.

1.4. В европейских директивах приводятся только общие требования к безопасности продукции. Все конкретные характеристики приводятся в стандартах, гармонизированных с данной директивой.

У нас предлагается метод «распаковки стандартов», то есть значительная часть конкретных характеристик должна быть перенесена из стандартов в регламенты.

В случае реализации этого метода придется переписывать регламенты и переутверждать их в качестве федеральных законов всякий раз, когда появится продукция с новыми характеристиками.

1.5. Разработка специальных технических регламентов ведется параллельно с общими регламентами. При этом в проектах специальных регламентов делаются ссылки на еще не существующие общие регламенты.

В этом случае специальные регламенты придется корректировать после утверждения общих технических  регламентов. 

1.6. К разработке регламентов часто привлекаются узкие группы специалистов, которые либо не охватывают всего многообразия проблемы, либо пытаются решать через создание регламента узко ведомственные интересы.

.     Действующая редакция закона практически не реализуема и не решает задачу снятия административного давления с бизнеса.

Принятие и внедрение технических регламентов, разработанных в соответствии с действующей редакцией закона, приведет к стагнации и технологическому отставанию российской промышленности, вплоть до остановки производства.

   ПРЕДЛАГАЕМАЯ  КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМЫ  ТЕХНИЧЕСКОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ В  РОССИИ.

            Основные принципы создания регламентов:

     2.1.     В соответствии неоднократными поручениями Правительства России необходимо внести изменения в ФЗ 184 «О техническом регулировании» максимально гармонизировав его с европейским законодательством.

2.2. Сначала должны быть разработаны общие технические регламенты, а потом определена необходимость и тематика специальных регламентов.

2.3. Регламенты должны определять только безопасность продукции и не должны дублировать правила техники безопасности и охраны труда.

2.4. При создании регламентов  должен определяться перечень национальных стандартов, которые будут являться его доказательной базой. При этом «распаковка стандартов» недопустима.

2.5. Регламенты должны создаваться по видам опасности, а не по отраслевому принципу.

2.6. Регламенты не должны содержать конкретных характеристик технологических процессов и продукции, а определять общие принципы обеспечения безопасности. Все конкретные характеристики должны содержаться в стандартах, являющихся доказательной базой данного регламента.

2.7. Регламенты и связанные с ним стандарты должны быть максимально гармонизированы с международными стандартами, директивами и другими нормативными документами.

2.8.К разработке регламентов на всех стадиях, начиная с технического задания и концепции регламента,  должны максимально широко привлекаться  специалисты данной отрасли. При этом необходимо обеспечить участие представителей профильных технических комитетов.

 Конструктивные системы строительства. 

      В каждом регионе присутствуют свои конструктивные системы домов. Если во времена   СССР в областях в основном существовали   Домостроительные Комбинаты по выпуску панельных домов, то сейчас идет расслоение. Например,  в Челябинской и Курганской областях панельное домостроение преобладает, а в Свердловской области уходит на задний план.

      Определились следующие строительные системы:

1.      монолитная;

2.      кирпичная;

3.      панельная;

4.      набирает силу каркасная, в том числе:

- сборно-ригельная (так называемая «чебоксарская);

- сборно-монолитная («белорусская»).

 Стены – это мелкоштучные блоки (ячеистые и

 вибропрессованные), поризованные блоки и керамический кирпич.     Наличие этих  систем  в Свердловской области повлияло на создание:

а) областные программы технического перевооружения на 2001-2005 годы и на 2006-2010 годы.

б)  система нормирования и регулирования качества и контроля.

  Система нормирования и регулирования качества и контроля. 

Система состоит из следующих направлений в зависимости от

 выбранных конструктивов домов:

 

а) выработка на основе выбранных для Свердловской области

 конструктивов домов тех узлов и конструкций, которые требуют обязательной регламентации и на которые СНиПы или безнадежно устарели, или отсутствуют:

            - вентилируемые фасады;

            - невентилируемые фасады;

            - кровли, в.т.ч. мягкие;

            - светопрозрачные конструкции;

            - полы;

            - защита бетонных, деревянных  и металлических покрытий и каркасов,

            - и другие;

 

в) создание Специализированных Рабочих Групп по каждому

направлению и каждому ТСН (представители ГАСН, Экспертизы проектов, министерства, Союза, проектных институтов и ведущие специалисты проектных, строительных организаций и стройиндустрии);

 

г) разработка  ТСН для данного региона, но с учетом

расширения зоны (Урал, Сибирь, Казахстан) одним из ведущих российских НИИ, но с замечаниями и защитой своих положений перед Специализированной Рабочей Группой;

 

д) разработка  и постоянная корректировка Технических

Каталогов на строительные материалы, выпускаемые в регионе;

  

е) создание единого информационно-технического (и

рыночного) портала  www. uralstroyinfo.ru со свободным доступом к информации по:

-ТСНам;

-Техническим Каталогам;

-лицензиям;

-анализам цен;

-информации ГАСН;

- информации министерства строительства и ЖКХ

Свердловской области, в т.ч. и юридической. Новая версия данного Интернет – портала запущена только в июле 2006 года и проходит период обкатки и заполнения.

 

ж) совместное Соглашение по сотрудничеству между Союзом,

ГАСНом, Экспертизой проектов под непосредственным руководством министерства строительства и ЖКХ Свердловской области по внедрению ТСН, контролю за их выполнением с обязательным участием в контроле специалистов – экспертов предприятий Союза;

 

з) обязательное привлечению к вопросам и проблемам Технического регулирования, качества - СМИ

 строительного комплекса, электронной почты, Интернета.

 

и) организация обучения руководителей, инженеров и рабочих

 через учебные программы вузов, курсов, ГПТУ, колледжей по программам с учетом действующих СНиПов, ТСН и других нормативов;

 

к)  передача ТСН, Сводов правил и Инструкций в регионы

 Урала, Сибири, Казахстана с предложением их утверждения в региональных Правительствах и дальнейшего внедрения и распространения.

  Развитие системы нормирования и регулирования.

            По мере необходимости, меняется и дополняется система

технического регулирования (если появляются новые строительные системы, новые строительные материалы, новые рыночные требования комфортности и безопасности)  Специализированными Рабочими Группами с проведением необходимой юридической процедуры.

 Пожелания к Федеральным органам: 

Так как зарегламентировать абсолютно все для такой огромной

 страны, как Россия,  невозможно (разные уровни развития, разные климатические зоны, разные строительные системы, разные доходы и желания граждан, разный уровень стройиндустрии и строительно-монтажных организаций, разные возможности и т.д., то НЕОХОДИМО: 

1.      Хотя уже опоздали с Регламентами, но тем не менее как можно

 быстрее создать и утвердить Единый сборник Технических Регламентов для строительства (от 3 до 12 штук). Работа в регионах опередила Москву, что приведет к обязательной возможной  переделке ТСНов.

            2. Не отменять СНиПы хотя бы как рекомендательные, пока не появится в регионах собственные ТСНы, а это очень долгий период. Узаконить юридически СНиПы для проектировщиков для безопасности зданий (чтобы не было возможности оспорить это проектными институтами).

 

            3. Для исключения тиражирования региональных ТСНов институтами НИИ, создать единую базу данных по уже имеющимся ТСН всех регионов и представлять эту информацию по запросу любого региона  (Союз строителей России). Технический Регламент должен быть обязателен для всех, но ТСН должен быть жестче для данного региона.

             С выходом Закона «О саморегулируемых организациях» ТСН выходят на первый план, но и они должны встать органически в создаваемую вертикаль контроля качества и его регулирования.
События