Закон о Федеральной контрактной системе принят в первом чтении
20 июня Госдума приняла в первом чтении внесенный Правительством законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг»
Заместитель министра экономического развития Михаил Осеевский, представляя документ, сообщил, что институт госзакупок в России насчитывает более 200 тысяч заказчиков, которые размещают заказы на сумму более пяти триллионов рублей. Сотни тысяч российских компаний имеют возможность получить такие заказы.
Законопроект о федеральной контрактной системе предусматривает регулирование полного цикла закупок, включая прогнозирование и планирование, осуществление закупочных процедур, исполнение контрактов, аудит и контроль полученных результатов.
Вводится обязательное трехлетнее планирование закупок. На текущий финансовый год предусмотрено ведение плана-графика, который корреспондируется с соответствующими бюджетами. Все планы подлежат обязательному опубликованию.
«Все участники рынка получат долгосрочный сигнал о том, что, когда, в каком объеме планирует закупать государство, и смогут сформировать свою стратегию, сконцентрировать технологические, финансовые, людские ресурсы и подготовиться к участию в закупках, - отметил М.Осеевский. - Такая предсказуемость должна существенно повысить конкуренцию в сфере закупок, что скажется и на эффективности расходования бюджетных средств».
Законопроект предоставляет дополнительные возможности для усиления общественного контроля. Общественность получит возможность обжаловать действия заказчика. «Мы надеемся, не останется возможности для закупки золотых унитазов и дорогих автомобилей», - сказал заместитель министра.
Проект предусматривает введение института контрактной службы. Сотрудники контрактной службы, по словам М.Осеевского будут нести прямую ответственность за результативность закупок.
Существенно расширены способы проведения торгов. «Вводится конкурс предквалификации, так называемый конкурс с ограниченным участием для сложных товаров и работ, в первую очередь, в сфере строительства, - рассказал М.Осеевский. - Предусмотрен также двухэтапный конкурс для закупок в сфере науки и культуры, который позволит заказчику уже на первом этапе, общаясь с будущими участниками, четче сформулировать требования конкурсной документации. Одновременно сохраняется электронный аукцион, который, в первую очередь, будет предназначен для закупок стандартных товаров, услуг и работ».
Усилены антидемпинговые меры. При снижении цены более чем на 25 процентов потребуются соответствующие обоснования и расчеты, а в случае строительства - обязательное заключение саморегулируемой организации. Одновременно устанавливается повышенная ставка обеспечения по контракту - 30% от стоимости контракта. Нижнюю планку обеспечения предлагается установить на уровне 5% (по действующему закону 0).
Предусмотрена возможность одностороннего расторжения контракта в случае невыполнения его условий. Такая возможность будет не только у заказчика, но и у подрядчика.
От Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Игошин, рекомендовавший депутатам принять законопроект, предложил ко второму чтению внести поправки, дающие преимущества продукции отечественного производства. Механизм уже заложен, важно определить категории поставщиков, уточнил И.Игошин. Он также обратил внимание представителя Правительства на необходимость внесения комплексных поправок в Гражданский и Бюджетный кодексы и попросил Правительство внимательно отследить, чтобы ко второму чтению законопроекта такие поправки были внесены.
В ходе обсуждения отвечая на вопросы депутатов, М.Осеевский признал, что для тех, кто будет работать по новому закону, потребуется дополнительное обучение, которое будет оплачиваться за счет текущих расходов госзаказчиков. Но, по его словам, «цена вопроса» не высока, а повышение прозрачности и эффективности процедур, введение более жестких требований к управлению рисками приведут к дополнительной экономии. «Исходя из того, что рынок госзакупок составляет 5 трлн. рублей, даже один процент экономии составит 50 млрд. рублей в год», - сказал он.
Заместитель министра также сообщил, что все особенности закупок военной техники будут отражены в законе о государственном оборонном заказе и что в ближайшее время в Правительство будет внесен законопроект об административной ответственности за нарушение закона о федеральной контрактной системе.
Александр Абалаков (КПРФ) поддержал законопроект, назвав его добротным и взвешенным. По словам депутата, в случае принятия закона «соотношение цена-качество повысится».
Максим Рохмистров (ЛДПР) высказался за установление уголовной ответственности за нарушения в сфере госзакупок. «Каким бы хорошим ни был закон, его не будут исполнять, если не будет предусмотрена жесткая ответственность. Мы будем настаивать на введении серьезных сроков, сравнимых с преступлениями против государства», - сказал он.
Игорь Игошин ("ЕДИНАЯ РОССИЯ") при подготовке законопроекта ко второму чтению предложил обязать все организации при использовании государственных денег проводить закупки по закону о федеральной контрактной системе. У крупных заказчиков, пояснил он, стало популярно вносить государственные деньги в уставный капитал дочерних фирм и обходить конкурсные процедуры. Он также предложил усилить контроль при упрощенной процедуре размещения заказов.
Илья Пономарев ("СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ") сообщил, что фракция не поддержала законопроект, но ко второму чтению предложит свои поправки. «Многое отдается на откуп Правительству. Именно Правительство будет определять многие процедуры», - сказал он. По словам И.Пономарева, в проекте не урегулирован вопрос заключения долгосрочных контрактов. Не определено, каким образом стимулировать чиновника экономить государственные деньги. Он также предложил установить ответственность чиновников не за процесс, а за результат закупки.
За принятие законопроекта проголосовали 384 депутата.
Источник: http://www.duma.gov.ru