Закон о госзакупках должен быть серьезно переработан.
Комитет Государственной думы по строительству и земельным отношениям обнародовал утвержденные на заседании Комитета рекомендации парламентских слушаний на тему: «О правовом регулировании размещения государственных и муниципальных заказов на строительство зданий и сооружений: проблемы и основные направления совершенствования».
Напомним, что сами парламентские слушания состоялись 18 октября и носили очень бурный и острый характер. Большинство выступающих подчеркивало, что невозможно выносить на электронные аукционы объекты строительства наравне с карандашами и лекарствами. Это ведет к необоснованному понижению цены, вытеснению крупных компаний неизвестными фирмами-однодневками и, в конечном итоге, к срыву строительства.
Все высказанные возражения и замечания нашли отражение в резолюции. В ней, в частности, говорится: «Распространение аукционов в области строительства в качестве преимущественного способа размещения заказов на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, как показала практика, не дало требуемого результата ни с точки зрения существенного повышения уровня конкуренции между подрядчиками, ни как инструмент экономии бюджетных средств».
Анализ аукционов на строительство и капремонт с 1 июля 2009 года показывает, что средний уровень снижения начальной цены достигал 3,9%, что ниже аналогичного показателя по конкурсным процедурам.
Если к основным недостаткам конкурсов на строительство или реконструкцию относилась возможность принятия государственным заказчиком субъективных решений при оценке заявок компаний, претендующих на заключение государственного контракта, в первую очередь при оценке такого элемента как квалификация участника размещения заказа и качество выполняемых работ, то для аукционов выявлены иные способы, способствующие созданию преференций конкретным претендентам на заключение контрактов и ограничению участия в торгах другим компаниям.
Так, именно при проведении аукционов существенно выросло количество случаев, при которых участником торгов являлся только один участник. Из рассмотренных 12 аукционов на строительство и реконструкцию объектов дорожного хозяйства в первые пять месяцев 2010 года из 52 поданных заявок на участие в аукционах не была допущена к торгам половина претендентов.
Ряд контрактов по объектам капитального строительства был выигран на аукционах компаниями, не имеющими опыта выполнения работ, аналогичных по масштабу или по данной категории объектов, что увеличивает риски некачественного или несвоевременного выполнения государственных контрактов.
Кроме того, как отметили участники парламентских слушаний, практика реализации процедур размещения заказа, введенных законом о госзакупках, показала, что эти процедуры имеют универсальный характер и во многом не учитывают все существующие особенности отдельных видов продукции и ли работ. Не во всех случаях цена должна являться единственным критерием определения победителя. В первую очередь, это относится к таким специфическим сферам как закупка инновационной и высокотехнологичной продукции в различных областях, закупка товаров длительного пользования, на которые эксплуатационные расходы сравнимы или даже больше цены приобретения, а также выполнение работ по строительству, реконструкции и капительному ремонту объектов капитального строительства. Эти сферы имеют свою специфику, и поэтому процедуры размещения заказов на закупку такой продукции и выполнение таких работ должны отличаться от процедур, применяемых по отношению к стандартным видам продукции, услуг и работ.
Очевидно, что для размещения госзаказа в строительстве нужно вводить другие критерии. Прежде всего, необходимо увязать процедуры размещения заказа на строительные подряды с нормами Градостроительного кодекса РФ, установив, что при размещении заказа участник должен представить соответствующий допуск к работам по организации строительства, исходя из начальной (максимальной) цены контракта. При этом необходимо установить запрет требовать допуска к иным видам работ, выполняемых в ходе контракта.
Необходимо также учесть опыт зарубежных стран, использующих ранжирование строительных организаций в целях дальнейшего допуска их к участию в тендерах, и ввести в Закон нормы об обязательном предквалификационном отборе участников аукционов на выполнение строительных или ремонтных работ. При этом ведущую роль должно играть профессиональное сообщество – саморегулируемые организации в строительстве, а также Национальное объединение строителей.
Участники парламентских слушаний рекомендовали Государственной думе России обеспечить приоритетное рассмотрение проектов федеральных законов, направленных на совершенствование процедур размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, Правительству России рекомендовано подготовить и внести в Госдуму РФ новую редакцию закона о госзакупках, в которой, в том числе, следует предусмотреть:
- ответственность государственных и муниципальных заказчиков за качество и безопасность объектов капитального строительства на весь период их эксплуатации, при одновременном обеспечении возможности самостоятельного выбора ими конкретного способа и условий размещения заказа на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства;
- требования о наличии у участника размещения заказа на строительство, реконструкцию или капремонт соответствующего свидетельства о допуске к работам по организации строительства, исходя из начальной (максимальной) цены контракта, а также установление возможности получения заказчиком информации от саморегулируемых организаций о соблюдении участником размещения заказа требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования, требований технических регламентов;
- введение норм о предквалификационном отборе участников размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, предусматривающих объективные критерии оценки способности такого участника выполнить работы, и об оценке предложений участников такого отбора профессиональным сообществом;
- установление обязанности при проведении конкурсов на подготовку проектной документации предоставлять проектно-технологические решения, которые должны рассматриваться при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе.