Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
20 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

Зелёная архитектура

Зелёная архитектура

Ландшафтным дизайном сегодня в Челябинске не занимается только ленивый: в городе насчитывается несколько десятков компаний, предлагающих услуги по организации пространства земельного участка. Однако большинство из них – это фирмы-однодневки, не имеющие знаний и средств, необходимых для ведения этого бизнеса. Они выходят на рынок в начале сезона и массово закрываются после его окончания, успев за этот период отхватить определенный «кусок» заказов. Работы, выполняемые такими фирмами, отличаются низким качеством, но это не мешает им находить все новых и новых клиентов: спрос на услуги ландшафтных дизайнеров превышает предложение. По прогнозам экспертов, данная ситуация на рынке продлится еще не один год; вместе с тем, качество работ будет неуклонно расти, так как заказчики будут становиться все более искушенными.

Первые попытки создания ландшафтного дизайна «как за границей» в Челябинске предпринимались еще в конце 90-х. Дизайнеры и архитекторы, не имеющие специального образования, по просьбе своих знакомых экспериментировали на их территории, постигая азы премудрости в полевых условиях. «Когда мы взялись за выполнение нашего первого заказа, сами ничего не умели, пришлось засесть за книги - вспоминает НАТАЛЬЯ ПЬЯНЗОВА, директор компании GOODWIN, - только что прочитанное, мы тут же проверяли на практике, не зная, чем это обернется. К счастью, у нас все получилось».

Те экспериментаторы, чей опыт был успешным, открыли первые частные компании. Тем самым они создали конкуренцию государственной организации, традиционно озеленяющей городские скверы и газоны. Начало формирования челябинского рынка ландшафтного дизайна исследователи относят к 2000-2001 годам – тогда в столице Южного Урала начали появляться специализированные студии. Некоторые из них работают и по сей день, хотя большинство либо сменило сферу деятельности, либо продолжает заниматься дизайном земельных участков под другим названием. По мнению экспертов, местный рынок до сих пор находится в стадии становления, и здесь практически нет компаний, заслуживших серьезную репутацию. Она есть лишь у конкретных специалистов, а они «перетекают» из одной организации в другую. Наталья Пьянзова полагает, что во всем Челябинске сегодня не более пяти высококвалифицированных специалистов по ландшафтному дизайну. В числе наиболее заметных компаний – «Ландшафт-мастер», GOODWIN, «Арт-ландшафт», «Зеленая аллея», «Терра» и «Челябгорзеленстрой».Последняя из них занимается, в основном, объектами, находящимися в муниципальной собственности.

Объем рынка и даже стоимость среднего заказа ни один из игроков оценить не может: все зависит от фантазии и финансовых возможностей заказчика, ведь на участке можно посадить обычный газон, а можно и вкопать вековую ель – соответственно, цена работ будет отличаться на несколько порядков. Все эксперты сходятся лишь на том, что создание ландшафтной архитектуры – бизнес весьма прибыльный. Благосостояние и запросы клиентов дизайн-студий растут, и сегодня заказ в несколько миллионов рублей – не редкость. «Сегодня в Челябинске выкупается много земли в частную собственность – под коттеджи и таун-хаусы, и прилегающую территорию каждый их хозяев старается оформить как можно оригинальнее, - говорит МАКСИМ СТЕПАНОВ, менеджер производственного предприятия «Фагот», - поэтому у всех фирм, которые занимаются ландшафтным дизайном, объемы выручки будут только расти».

Лакомый бизнес сегодня привлекает множество недобросовестных игроков – компаний и даже частных лиц, которые не обладают необходимыми механизмами и рабочей силой и знают лишь понаслышке, как нужно озеленять земельный участок. Эти фирмы занимаются, по сути, чистым обманом клиентов и не несут никакой гарантийной ответственности за свою работу. Появление их возможно вследствие того, что в ландшафтном дизайне не существует никаких установленных законом норм, которые могли бы контролировать деятельность участников рынка. По словам экспертов, в последнее время заказчики становятся более осмотрительными и стараются искать фирму через знакомых. Однако рынок пока еще весьма далек от насыщения; спрос значительно превышает предложение. «Каждая компания может работать максимум на десяти объектах, а для лучшего качества стоит даже ограничиться пятью, а жителей, желающих оформить свой участок, намного больше, - говорит Наталья Пьянзова, - и поэтому любая фирма, которая выйдет на рынок, найдет себе работу».

Большая часть заказов на рынке приходится на оформление земельных участков частных лиц, однако старейшим игрокам доверяют и озеленение территорий государственных учреждений. Если раньше клиенты обращались за услугами ландшафтных дизайнеров через некоторое время проживания в доме, то сейчас эксперты отмечают положительную тенденцию: все больше людей начинают задуматься об облагораживании участка уже на этапе строительства. Дизайнерское решение сада или простой лужайки становится нормой, а не излишней роскошью.

Каждый заказ выполняется в среднем по два года; в принципе, можно уложиться и за один сезон, но излишняя спешка может повлиять на качество – говорят участники рынка. Создание ландшафтного дизайна делится на несколько основных этапов; некоторые из них могут отсутствовать, в зависимости от степени сложности работ. Комплекс может включать в себя: геодезическую съёмку местности, проведение анализа грунта, разработку дизайн-проекта, инженерную подготовку территории, установку садово-паркового освещения, устройство подпорных стенок, декоративных водоёмов, создание малых архитектурных форм, а также посадку различных видов зелёных насаждений. Разработку плана обычно выполняют в зимнее время года – для того, чтобы к началу теплого сезона уже можно было приступать к воплощению его в жизнь.

Все подготовительные работы ложатся на плечи штатных сотрудников компаний – дизайнеров, архитекторов и других специалистов с необходимым образованием. Для воплощения планов в жизнь обычно привлекают рабочую силу со стороны, чтобы сэкономить на содержании дополнительных сотрудников в зимний сезон. В некоторых компаниях не обращают внимания на квалификацию рабочих: по словам экспертов, для того, чтобы сажать растения или укладывать грунт, никаких первоначальных навыков не требуется, они с легкостью приобретаются в процессе работы.

Специалисты выделяют несколько основных стилей в ландшафтной архитектуре, однако в Челябинске востребована лишь небольшая часть дизайнерских разработок. Популярностью пользуются две «крайности»: геометрически правильный сад, в котором все идеально симметрично, а также сад «дикий» - имитирующий состояние запущенности, природной первозданности. Как отмечают участники рынка, к японскому стилю челябинские клиенты не благоволят, да и создать его в местных условиях практически нереально.

Для озеленения компании используют, в основном, растения, выращенные в местных питомниках. Одним из наилучших считается «Кедр». Везти цветы и деревья откуда-то издалека нецелесообразно, так как это значительно повышает стоимость, а клиенты пока не готовы платить за экзотику. Наиболее дорогое удовольствие – крупномерные деревья высотой 8-10 метров; их цена может доходить до нескольких десятков и даже сотен тысяч рублей, но заказчики готовы выкладывать деньги, чтобы получить сразу готовое дерево на свой участок, не ожидая пока оно вырастет естественным образом. Деревья «в возрасте» пересаживают только зимой, чтобы не повредить корневую систему – это очень трудоемкая работа, и она обеспечивает занятость коллектива студии на несколько месяцев.

Любят клиенты и журчание воды на участке: для этого они заказывают различные водоемы и фонтаны. Некоторые из них создаются с использованием готовых ванн из пластика, но наиболее дорогие формируются вручную. Для того чтобы изготовить небольшой пруд и оформить его так, как будто он имеет естественное происхождение, у ландшафтников уходит пара лет.
Без чего еще не может обойтись современный ландшафтный дизайн рассказывают эксперты.

Максим Степанов, менеджер производственного предприятия «Фагот»:
- Сейчас при создании ландшафтного дизайна многие люди уже не ограничиваются созданием газона или лужайки, они хотят иметь возле дома полноценную площадку для детских игр или занятий спортом, на которой было бы уложено специальное покрытие, наиболее подходящее именно для этих целей. Учитывая пожелания клиентов, многие компании разрабатывают специальные покрытия. Одно из предложений – покрытия, изготовленные с использованием высококачественной резиновой крошки. Выбор покрытий разнообразен: начиная от мягких травмобезопасных – для маленьких детей и заканчивая серьёзными покрытиями для занятий спортом. Данные материалы являются альтернативой тротуарной плитке, и обладают более широким спектром применения.

Ещё одно из их достоинств – они мобильны и могут убираться на зиму.

Наталья Пьянзова, директор компании GOODWIN:
- Ни один участок возле дома не обходится без автоматической системы полива, которая представляет собой небольшой компьютер с датчиками, следящий за состоянием растений. Имея такую систему, можно оставить сад на время отпуска без присмотра и быть уверенным в том, что в нем не завянет ни одно растение. Система также реагирует на дождь и отключается в том случае, если почва уже увлажнена. Датчики и трубы для воды устанавливаются под поверхностью земли, в определенное время суток датчики «выскакивают» наружу и орошают газон, а после этого исчезают и не портят внешний вид.

По прогнозам специалистов, у челябинского рынка ландшафтного дизайна большое будущее. Его развитие во многом определяется появлением новых материалов и устройств, которые позволят расширить предложение и охватить большую часть потенциальных клиентов. По темпам роста местный рынок превосходит рынки других регионов; в будущем его рост может составить около 30% за сезон.

Стили в ландшафтном дизайне

Регулярный сад
Сад имеет ярко выраженную основную ось композиции. Она является как бы стержнем всего пространства.
Английский (пейзажный) сад
Предполагает естественность в размещении элементов и большую плавность линий. Имитирует природный ландшафт: извилистые дорожки, живописные водоемы, «натуральные» композиции из растений, которые высаживаются ярусами (деревья, кустарники, подлесок, цветы).

Китайский сад
Это пейзажный сад, где отдельные архитектурные формы имеют символическое значение. Одна из ключевых идей китайской культуры – это гармония законов Вселенной, воплощенная в фэн-шуй – правилах и принципах, регулирующих взаимодействие человека с природой.

Японский сад
В его основании лежит синтез национальной религии синто и особой разновидности буддизма – философии дзен. Японский сад может состоять из тринадцати камней, один из которых всегда скрыт от взгляда, или из одного дерева.

Мавританский сад
Их дизайн располагает прежде всего к неторопливому отдыху.

Журнал «Строительные материалы и услуги» № 7
Мероприятия