Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
25 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

ДВОРЦОВЫЕ ТАЙНЫ: ТРАДИЦИИ ИНТЕРЬЕРА ПРОШЛОГО

В интерьерах европейских дворцов XV века господствовала готика с ее вертикальными и острыми силуэтами, узкими стрельчатыми окнами, цветными витражами, каменной резьбой. Центром замков были каминные залы, стены которых украшали военные и охотничьи трофеи, доспехи, оружие и гобелены. Отделка камина состояла из ажурной балюстрады с арками и каменным готическим кружевом.

Спустя два века готика сменилась классицизмом. Французский классицизм отличался сочетанием традиционной для этого стиля стройной и симметричной композицией со стремлением к внешнему блеску интерьеров. Роскошные парадные помещения начали украшать мрамором, позолоченной деревянной резьбой и лепниной, чеканной бронзой, живописными панно и гобеленами.

В первой половине XVIII века салонная красивость, легкость и непринужденность стали главным законом в стиле рококо, сменившим классику и барокко. Во Франции рококо наиболее ярко проявилось в интерьерах интимного характера, например, гостиных и будуарах. В этот период в оформлении жилых интерьеров выходит из употребления все массивное, строгое и серьезное, теряется симметрия и четкость форм — вводятся криволинейные, иногда асимметричные формы.

Интерьеры декорируются всевозможными арабесками, цветами, легкими гирляндами. Цветовая гамма нежная, перламутровая: белое с голубым, розовое с золотом. Комнаты стали похожи на драгоценные шкатулки с витиеватой резьбой, мебель в них изящна. В декоре стен входит в моду лаковая роспись с позолотой, живописные панно, а также зеркала, расположенные друг против друга, что создает уходящие в глубину зеркал иллюзии анфилад.

В соответствии со стилем рококо композиция парадных интерьеров часто имела многоугольные и криволинейные формы: овальные залы или помещения со скругленными углами. В планировке особняков больше внимания стало уделяться удобствам: жилая часть нередко отделена от парадной, помещения изолированы дополнительными коридорами. К середине XVIII века сложился своеобразный стиль русского барокко. В нем сочетаются пышная нарядность интерьеров, украшенных росписью и позолотой, резьбой и лепниной, колоннами и потолочными плафонами, мраморными лестницами и скульптурой, с ясностью и простотой общей архитектурной композиции.

Стилю рококо во Франции не суждено было просуществовать больше нескольких десятилетий. В конце столетия его сменяет вновь вернувшийся классицизм. В интерьерах того времени уже нет помпезной величавости. В период Французской революции капитальное строительство почти прекратилось и возобновилось только в период наполеоновской империи, которая в архитектуре и интерьерах выразилась в жесткости деталей и холодном блеске декора. Это время рождения стиля ампир. Декоративную обработку парадных ампирных интерьеров отличает господство прямого угла, контраст между декоративными деталями — медальонами и барельефами — и гладким фоном стен. В декоре часто употреблялась военная символика (знамена, оружие, доспехи) и мотивы, навеянные походами Наполеона (египетские сфинксы, скарабеи).

В пригороде Санкт-Петербурга, бывшей резиденции российских императоров Гатчине, на берегу Черного озера стоит небольшой дворец, который называют Приоратским. Несмотря на то, что срок его службы был рассчитан всего на 20 лет, история отсчитывает уже третий век его существования. Приоратский дворец настолько удивителен, что вполне заслуживает занесения в книгу рекордов Гиннеса. В этом здании необычно все: название, архитектурный облик, материал и техника строительства, а также легенды, с ним связанные.

Интерьеры Приоратского дворца логично вписаны в его объемы. На первом этаже находится шесть помещений. Четыре из них имели парадное назначение. Главный интерьер — так называемая “шестиугольная” (она совпадала с одноэтажным объемом западной части здания) и два одинаковых квадратных помещения — “комнаты напротив шестиугольной” с шестью окнами и “комната угловая” с пятью окнами. На втором этаже, куда вела каменная в двадцать четыре ступени лестница, было также шесть комнат, из них две — парадные. Они точно соответствуют по размерам и планировке интерьерам, находящимся под ними. Повторялись даже наименования. Высота комнат на обоих этажах практически одинаковая — в среднем 3,75 метра. Достаточная высота и площадь в сочетании с большой освещенностью придают дворцовым интерьерам подчеркнутую соразмерность и уют. При всей сдержанности решения внутренних помещений Приората в них была и определенная представительность: декорированные искусственным мрамором стены, оконные коробки и откосы.

При возведении Приоратского дворца использовались новые технические приемы и средства, которые делают это здание уникальным памятником строительного искусства XVIII века. Особенностью потолков в Приоратском дворце является дощато-кессонная конструкция, которая дала возможность перекрыть большие помещения и при этом уменьшить нагрузку на стены здания, а также улучшить акустику. В трех помещениях потолки имели столярную декоративную обработку в виде кессонов различной геометрической конфигурации — квадраты, треугольники, прямоугольники. Каждый кессон заполнялся резной розеткой с шаром, который в документах называется “репей”. Декоративность потолков усиливалась цветом, разным в каждом интерьере, и позолотой рельефных деталей. Освещался дворец хрустальными настенными и настольными жирандолями и бронзовыми стенниками.

Создание дворцового интерьера всегда требовало аккуратного соблюдения всех классических норм и очень большой взыскательности в выборе материалов.

По материалам портала “Гатчина-3000. История” (gatchina3000.narod.ru), Строительного портала Украины (www.stroyrec.com.ua)

События