Госзаказ по конкурсу: скачущие поправки
Благодаря комикам с Первого ТВ-канала сегодня каждая кухарка знает, что «Дума не место для дискуссий», и что народные депутаты могут работать с немыслимой производительностью, принимая по одному федеральному закону каждые две минуты.
Но строителей эти факты совсем не радуют. Марионеточный парламент оказался не только способен голосовать со скоростью взмаха крыльев, с такой же скоростью он способен пересматривать собственные решения.
Многострадальные поправки
Система обязательного размещения государственного и муниципального заказов через аукционы с подачи ФАС начала действовать в России с июля 2010 года. Исключением являются только заказы на особо опасные и технически сложные объекты, например ТЭЦ и АЭС.
Введение системы электронных торгов фактически сломало устойчивую систему взаимоотношений государственного заказчика и строительных компаний.
В результате доступ к освоению государственных средств получили фирмы-посредники и фирмы-однодневки, что имеет крайне негативные последствия, как для крупных строительных организаций, так и для государственного заказчика
.За изменение действующих правил размещения государственного и муниципального заказов и право размещать госзаказ «на стройку» не только на аукционах, но и на конкурсах определенная часть строительного сообщества борется уже полтора года. Казалось, что голос профессионалов услышан, и весной 2011 г. руководство страны высказалось за изменение правил. Соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу: предложенные поправки в 94-ФЗ разрешают размещать заказы на строительство и капитальный ремонт на конкурсах. По мнению авторов законопроекта депутатов Госдумы РФ 5-го созыва Мартина Шаккума и Александра Хинштейна, эта норма позволит отсечь недобросовестные компании, демпингующие на торгах, и ввести требования предквалификации для строителей, претендующих на выполнение госзаказа.
Напомним, что определяющим критерием для победы в аукционе является предложенная исполнителем цена. Максимальную цену контракта определяет правительство. При введении электронных аукционов предполагалось, что они избавят строительную сферу от коррупции.
«В результате коррупция просто приобрела новые формы. Очень часто аукционы выигрывают участники, предлагающие демпинговые цены. После этого победители пытаются перепродать контракт или вступают в сговор с заказчиком, чтобы тот принял выполненные работы, закрывая глаза на явные недочеты в качестве», – считают в Минэкономразвития, поддержавшем законопроект.
В ФАС с этими доводами не согласны. «В предлагаемой системе невозможна реальная конкуренция, победители конкурсов будут определяться заранее. Данные поправки носят лоббистский характер и сделают сферу строительства полностью коррупционной», – утверждают представители ФАС.
Противоборство различных взглядов на госзаказ уже привело к срыву выполнения поручения Президента РФ по подготовке согласованных предложений по реформе госзаказа в целом – предложения не были представлены в срок.
Семь дней жила надежда
Даже учитывая неизбежность перехода на ФКС, для ее введения предусмотрен «длительный переходный период». По информации, озвученной Мартином Шаккумом, 94-ФЗ будет действовать еще минимум год, а это значит, что еще год рынок госзаказа будет лихорадить.
После некоторых усилий лаконичные поправки, с предложением изменить правила размещения госзаказа для строительства и капитального ремонта 17 декабря 2011г. были внесены в 94-ФЗ вместе с поправками для ученых, которым конкурсы уже решили разрешить и приняты сразу во втором и третьем чтениях.
Но надеждам строителей на внезапное принятие этих поправок Госдумой пятого созыва сбыться было не суждено. Законопроект № 612874-5 пошел с соблюдением процедуры.
Его текст очень лаконичен:
«Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, для нужд заказчиков осуществляется путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме».
Публичные маневры.
«История со «строительными» поправками развивалась непредсказуемо. Изначально проект изменений, разработанный главой Комитета Госдумы по строительству Мартином Шаккумом и поддержанный Минэкономразвития, готовился к отдельному первому чтению. Но 17 ноября 2011 г. поправки были включены в другой пакет изменений в закон о госзакупках (о научных конкурсах) и приняты сразу в двух чтениях.
Третье чтение было намечено на последнее заседание Госдумы. Но так же неожиданно как были приняты, поправки из пакета были исключены», – напишут Московские новости.
«Принятие в третьем чтении поправок в 94-ФЗ о возможности размещения госзаказа на строительство путем проведения конкурса на заседании Госдумы 23 ноября было заблокировано. Поправки приняли в первом чтении в рамках другого законопроекта», – сообщит SROportal.ru
23 ноября, в последний день работы, депутаты не стали принимать поправки в Закон о госзакупках, позволяющие размещать госзаказ в строительстве не только с помощью открытых электронных аукционов, но и конкурсов. В последний момент уже принятые во втором чтении поправки вернули в первое. Их судьбу будет решать следующий состав Думы. Речь идет о распределении примерно 3 трлн бюджетных руб. в год.
В ходе заключительного пленарного заседания ГД РФ с докладом по указанному законопроекту выступил Мартин Шаккум, который указал, что «вчера в Комитет поступили дополнительные поправки к законопроекту, которые необходимо принять, перед тем как законопроект будет принят Государственной Думой в трех чтениях», для чего и предложил депутатам проголосовать за возвращение проекта Федерального закона к процедуре второго чтения. Таким образом, «строительные» поправки из третьего чтения были исключены.
Как пояснил Мартин Шаккум, «необходимость внесения таких поправок вызвана несогласованностью позиций Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации. У них разные мнения по проведению конкурсов в строительстве». Иными словами, незамедлительное введение поправок было заблокировано Государственно-правовым управлением Президента РФ.
У народных депутатов возражений не возникло, и в ходе голосования они отменили уже принятое решение и законопроект № 576271-5 в третьем чтении был принят с учетом предложения, озвученного Мартином Шаккумом.
Одновременно с этим председатель Комитета по строительству и земельным отношениям ГД предложил внести в повестку пленарного заседания вопрос о принятии в первом чтении законопроекта № 612874-5 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в части уточнения способов размещения заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства), который ранее был внесен депутатом Александром Хинштейном (потом к нему присоединился и Мартин Шаккум).
В результате депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении проект Федерального закона № 612874-5, вносящий в статью 10 Федерального закона № 94-ФЗ ровно такую же поправку, которую они исключили из проекта федерального закона № 576271-5.
Итого.
Таким образом, принятый в первом чтении проект Федерального закона № 612874-5 о введении возможности размещения государственных строительных подрядов на конкурсах будет обсуждаться со всеми законодательными и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации и иными заинтересованными лицами следующим созывом Государственной Думы.
В пояснительной записке к документу авторы отмечают, что в настоящее время размещение таких заказов, за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных, допускается исключительно путем проведения открытых аукционов в электронной форме. «Вместе с тем, как показывает практика, такой подход не в полной мере способствует качественному и своевременному удовлетворению государственных и муниципальных нужд, не обеспечивает эффективное использование бюджетных средств», – говорится в записке.
По мнению депутатов, открытый аукцион в электронной форме – процедура, в большей степени ориентированная на закупку простых товаров. Распространение же аукционов в области строительства в качестве практически единственного способа размещения заказов на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, как показала практика, не дало требуемого результата ни с точки зрения повышения уровня конкуренции между подрядчиками, ни как существенный инструмент экономии бюджетных средств. При проведении конкурса существует возможность оценить квалификацию участника размещения заказа и выбирать подрядчика по оптимальному соотношению цена-качество работ.
Авторы законопроекта надеются принять его после необходимых согласований следующим созывом Государственной Думы. «Думаю, что уже в январе-феврале мы проголосуем за поправки», – говорит Мартин Шаккум. Впрочем, депутат признает, что Госдуме предстоит «более глубокое» обсуждение документа.
Елизавета Гонопольская.