Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
25 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

КРОВЛЯ, ВОЗВЕДЕННАЯ НАД ПУСТОТОЙ

В японской архитектуре крыше отводится чрезвычайно важное место. Ее отличительная черта - сложность конструкции и загнутые вверх углы. В ряде случаев их завершают изображения драконов, размер которых в крупных сооружениях достигает трех метров. Форма крыш разнообразна: двускатная или четырехскатная. В качестве покрытия кровли использовали кору кипариса, солому, черепицу.

История японской архитектуры начинается со строительства синтоистских храмов, что было важным событием на заре японской цивилизации. Однако дальнейшее совершенствование архитектурных форм связано с распространением в Японии буддизма. Кондо, Пагода и Срединные ворота - наиболее древние сохранившиеся до наших дней буддийские постройки в стране. Как утверждают исследователи, принцип их построения лег в основу строительства традиционного жилища японцев - МИНКИ. Это - прямоугольное в плане деревянное двухэтажное каркасно-столбовое здание, стоящее на каменном основании и поддерживаемое несколькими колоннами. Две колонны поддерживают конек крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею перекладинами. Десять коротких бревен укладываются горизонтально поперек конька крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами.

Колонны с небольшим энтазисом имеют круглые каменные базы и несут на себе особую систему кронштейнов, поддерживающих венчающий карниз и являющихся главной несущей конструкцией здания. Кронштейны пересекаются непосредственно у самого карниза в виде пучка из четырех лучей и расположены таким образом, что их силуэт подобен очертаниям облака. Отсюда и название этой конструктивно-декоративной манеры - кумогата хидзики («облака»). Такая система кронштейнов является характерной особенностью японской архитектуры. Устройство кронштейнов позволяло делать большие выносы кровли (более чем на метр). Большие выносы не только защищали деревянные стены здания от солнца и дождя, но и имели также некоторое эзотерическое значение: за счет этих выносов в японском интерьере практически всегда преобладал полумрак.

С тенью и полумраком в жилище японцев связаны особенности восприятия ими дневного света. Дело в том, что «свет» и «тень» в японской культуре - эстетические категории. Считалось, что яркий дневной свет отвлекает, мешает понять и оценить всю прелесть обстановки. Это привело к тому, что японцы открыли для себя красоту и мистическое значение тени в жилом помещении: в единстве света и тени, по их мнению, заключается гармоничное равновесие мира. Поэтому, начиная строить дом, японцы прежде всего раскрывали над собой зонт-кровлю, покрывая землю тенью, а затем уже в тени устраивали жилье. И действительно, полумрак в японском интерьере, образуемый за счет выносов крыши, наполнял дом безмолвным диалогом света и тени.

Конструкция крыши традиционного японского дома представляет собой чудо средневековой инженерии. Визуально кажется, что потолок нависает прямо над дальним углом жилого помещения. Реальный конец потолка поддерживается двумя столбами, которые протягивают его до противоположного конца. Передняя часть потолка держится на двух коротких «бутылкообразных» подпорках, которые базируются на двух огромных перекрытых балках. Эти балки соединяют две комнаты. Стропила, расходящиеся из центральной квадратной площади, расположены над всем помещением, а не только над углами. На внутренней стороне крыши находятся два уровня выставленных стропил: низкие стропила (кэсодаруки) и «летящие» стропила (нодаруки) над ними, которые действительно поддерживают конструкцию. Вместе они образуют видимую нижнюю крышу и маскируют «спрятанную» крышу. Третий уровень стропил, т.н. «хвостовые стропила» (одаруки), заделаны в скобы. С течением времени конструкция была усилена добавлением между двумя уровнями стропил консоли (ханэги). Так называемая «спрятанная» крыша стала нововведением японцев, ее использование сделало японские храмы и жилища во многом отличными от традиционных домов других представителей буддийской культуры.

Таким образом, традиционный японский дом - это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор; это кровля, возведенная над пустотой. Здесь нет ни окон, ни дверей в нашем понимании, поскольку в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть. В отличие от европейских традиций строительства, стена японского жилища никогда не служила защитным барьером, эта роль отводилась крыше: она всегда оставалась недвижимой. Поэтому с древнейших времен японцы придавали кровельной конструкции большое значение.

 

По материалам on-line энциклопедий «Всеобщая история искусств» (www.bibliotekar.ru), «Япония от А до Я» (www.japantoday.ru), интерактивной книги В.М.Бадлуевой «Религиозная архитектура Японии: синтоистские и буддийские храмы» (trubnikovann.narod.ru/Badlueva.htm), журнала «Япония сегодня»

События