Реформирование ЖКХ
Реформирование ЖКХ
Устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства - ведущей отрасли муниципальной инфраструктуры является сегодня первейшим и непременным условием жизнеобеспечения населения городов и поселков Свердловской области.
За последние годы в этой сфере произошло достаточно много перемен, и в первую очередь, массовая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства от промышленных предприятий и ведомств органам местного самоуправления без соответствующего финансирования имеющего места недоремонта практически всех передаваемых объектов.
Отопительный сезон 2005/2006 года убедительно показал, что жилищно-коммунальные предприятия могут устойчиво работать в период сложной сезонной эксплуатации только в тех муниципальных образованиях, руководители которых достаточно ответственно относятся к решению финансовых проблем и организационных мероприятий по подготовке к зиме объектов жилищно-коммунального хозяйства и соцкультбыта.
Кроме этого, анализ чрезвычайных ситуаций прошедшей зимы показал, что первопричиной более 60 процентов их стали нарушения в системах энергоснабжения теплоисточников, а уже затем не умение персонала котельных оперативно работать в экстремальном технологическом режиме, а также неудовлетворительная подготовка жилищно-коммунальных объектов, в том числе жилищного фонда, к отопительному сезону.
В то же время в ряде муниципальных образований аварийные ситуации, имевшие место при проведении отопительного сезона, своевременно локализовались и устранялись. Это стало возможным благодаря слаженной работе глав муниципальных образований, руководителей и специалистов органов местного самоуправления и жилищно-коммунальных предприятий и организаций.
При этом необходимо отметить, что даже при степени изношенности коммуникаций до 60 и более процентов, переданных промышленными предприятиями и прочими организациями на баланс муниципалитетов, общее количество аварий снизилось почти на 30 процентов по сравнению с прошлым отопительным сезоном, а количество аварий продолжительностью свыше суток снизилось более чем на 20 процентов.
С учетом результатов отопительного сезона 2005/2006 года 01.06.2006 г. было принято постановление Правительства Свердловской области № 452-ПП, которым одобрен план мероприятий по подготовке жилищного фонда, объектов социального и культурного назначения и коммунального хозяйства Свердловской области к работе в осенне-зимний период 2006/2007 года.
Одновременно, распоряжениями Правительства Свердловской области от 18.05.2006 г. № 483, от 19.05.2006 г. № 484 и от 22.06.2006 г. № 651 было предусмотрено выделение из областного бюджета почти 1 миллиарда 300 миллионов рублей на подготовку жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований к сезонной эксплуатации, проведение расчетов за ранее потребленные топливно-энергетические ресурсы и компенсацию расходов по удешевлению стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения.
Кроме этого, на 2006 год для практического осуществления Комплексного плана мероприятий по реализации Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003-2010 годы в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 10.05.2006 г. № 386-ПП запланировано почти 9,3 млрд. рублей (почти в 2 раза больше, чем в 2005 году), в том числе:
777 млн. рублей из федерального бюджета,
1,1 млрд. рублей из областного бюджета,
1,0 млрд. рублей из бюджетов муниципальных образований,
6,4 млрд. рублей внебюджетных средств.
При этом средства федерального бюджета выделяются в рамках федеральной адресной инвестиционной программы для строительства объектов водоснабжения в городах Нижний Тагил и Арамиль, а также для строительства жилья и объектов инженерной инфраструктуры в городах Лесной, Новоуральск, Среднеуральск и поселке Свободный.
Средства областного бюджета выделяются как в рамках реализации областной адресной инвестиционной программы, так и в виде бюджетных кредитов и финансовой помощи органам местного самоуправления на выполнение неотложных работ по подготовке жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований к работе в зимних условиях.
За счет средств местных бюджетов, эксплуатирующих организаций и платы населения-собственников жилья за капитальный ремонт жилищного фонда в течение летнего периода 2006 года запланировано отремонтировать:
80 котельных общей мощностью около 1330 МВт, что сопоставимо с уровнем 2005 года;
около 570 км сетей теплоснабжения, водоснабжения и канализации, что на 60 процентов больше, чем было выполнено в 2005 году;
около 3,2 миллионов квадратных метров жилищного фонда, что более чем в 2 раза выше уровня 2005 года.
Во исполнение планов мероприятий по реализации Концепции реформирования на территории муниципальных образований за 2006 год планируется выполнить значительный объем работ, в том числе:
в 15 муниципальных образованиях осуществить работы по строительству 38 блочных котельных общей мощностью около 270 МВт, в том числе только за счет ЗАО «Регионгаз-инвест» планируется построить 15 котельных в муниципальных образованиях: город Ирбит, Ирбитское муниципальное образование, Нижнесергинский муниципальный район, Режевской, Талицкий, Пышминский, Кировградский, Туринский и Тавдинский городские округа; на строительство котельных из всех источников финансирования планируется выделить около 240 млн. рублей, что на 20 процентов больше, чем в 2005 году;
в 26 муниципальных образованиях выполнить реконструкцию 48 котельных; всего на реконструкцию котельных, включая их газификацию и перевод на местные виды топлива, запланировано освоить 180 млн. рублей, что в 2 раза больше, чем в 2005 году;
провести модернизацию систем водоснабжения и канализации в следующих населенных пунктах: города Арамиль, Екатеринбург, Ирбит, Каменск-Уральский, Кушва, Кировград, Красноуфимск, Нижний Тагил и Первоуральск, село Байкалово, рабочий поселок Пышма, поселок Восточный Сосьвинского городского округа и поселок Свободный; на выполнение этих работ будет затрачено более 1,2 миллиарда рублей;
продолжить строительство газопроводов высокого и низкого давления, уличных газовых сетей, выделив на эти цели из всех источников финансирования около 420 миллионов рублей (в том числе из областного бюджета - около 150 млн. рублей); наиболее значимыми строительными объектами 2006 года в сфере развития системы газоснабжения Свердловской области будут являться газопроводы «Талица - Байкалово - Ирбит», «Байкалов - Туринская Слобода», «Нижние Серги - Атиг - Верхние Серги», Нижние Серги - Бисерть», а также подводящий газопровод к поселку Уралец.
Выполнение запланированных мероприятий позволит уже к началу отопительного сезона 2006/2007 года значительно модернизировать системы теплоснабжения, решить проблему надежности поставки тепловой энергии и сокращения затрат на ее производство в следующих населенных пунктах: города Ивдель, Ирбит, Камышлов и Тавда, рабочий поселок Белоярский, поселки Уфимский, Сосьва и Лобва. Это позволит отказаться от дорогостоящих услуг следующих поставщиков тепловой энергии-банкротов: Ивдельский и Лобвинский гидролизные заводы и Уфимский стекольный завод.
На сегодняшний день самыми проблемными территориями в плане подготовки к новому отопительному сезону являются Белоярский и Сосьвинский городские округа, в которых необходимо решать принципиальные вопросы и с теплоисточниками, и с сетями системы теплоснабжения.
Непростая ситуация складывается и в городских округах Артемовский, Бисертский, Верхнесалдинский, Верхняя Тура, Волчанский, Дегтярск, Ивдельский, Красноуральск, Горноуральский, Талицкий и Нижняя Салда, на территории которых необходимо провести значительный объем ремонтно-строительных работ для стабилизации работы систем теплоснабжения в предстоящий отопительный период.
За этими муниципальными образованиями на период подготовки к зиме закреплены работники министерства и жилищной инспекции.
Кроме этого, с руководителями муниципальных образований и жилищно-коммунальных предприятий и организаций в августе текущего года были проведены выездные совещания во всех управленческих округах Свердловской области.
Оперативный контроль за ходом работ по подготовке жилищного фонда, объектов социального и культурного назначения и коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2006/2007 года осуществляется еженедельно с ежемесячным подведением итогов.
Одновременно государственный контроль по регулированию тарифов и нормативов на услуги, товары и продукцию жилищно-коммунального хозяйства осуществляет Региональная энергетическая комиссия Свердловской области, государственный контроль и регулирование качества жилищно-коммунального обслуживания населения осуществляются органами местного самоуправления, органами по техническому и экологическому надзору Росстехнадзора, Государственной жилищной инспекцией Свердловской области.
Сегодня роль Государственной жилищной инспекции возросла настолько значительно, что в настоящее время создается новая самостоятельная структура - Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области, отвечающая по численности жилищных инспекторов нормативным требованиям Росстроя.
В связи с этим подготовка к предстоящей сезонной эксплуатации жилищно-коммунальных объектов началась в муниципальных образованиях с принятия постановлений об итогах прошедшего отопительного сезона и утверждения плана мероприятий по подготовке жилищного фонда, объектов социального и культурного назначения и коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2006/2007 года.
Жилищно-коммунальные предприятия, ответственно подойдя к подготовке своих объектов к зиме, начали работу с проведения гидравлических испытаний сетей. По их завершению и выявлению дефектов были составлены сетевые графики и организовано проведение ремонтных работ и завершающих испытаний сетей.
Сегодня по итогам практической реализации Концепции реформирования и Комплексного плана в жилищно-коммунальной сфере Свердловской области услуги населению оказывают 1252 предприятия, в том числе:
405 частных предприятий (32,3%);
346 предприятий смешанной формы собственности (27,6%);
404 муниципальных предприятий (32,3%);
97 государственных предприятий (7,7 %).
Кроме этого, в результате практической реализации Жилищного кодекса Российской Федерации в Свердловской области организовано и действует около 150 управляющих организаций различной организационно-правовой формы.
Все это способствует оздоровлению жилищно-коммунальной отрасли. Убыточные муниципальные предприятия, не выдержав конкуренции по причине своей финансовой несостоятельности по погашению кредиторской задолженности, начали выводиться из хозяйственной деятельности, а их объемы работ приняли на себя предприятия частной и смешанной форм собственности.
Кредиторская и дебиторская задолженности предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги населению, в сопоставимом уровне цен постоянно сокращаются. При этом необходимо отметить, что сегодня при предоставлении жилищно-коммунальных услуг предприятия ежемесячно кредитуют население почти на 1,5 млрд. рублей
Снижению задолженности способствует работа межведомственной комиссии по анализу эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса Свердловской области, которая на 59 своих заседаниях рассмотрела в 2006 году деятельность 391 предприятия различных организационно-правовых форм собственности.
Одновременно с этим отслеживается и анализируется состояние претензионно-исковой работы предприятий и организаций по взысканию долга с граждан за потребленные жилищно-коммунальные услуги. Анализ показывает, что количество поданных исковых заявлений и заявлений на выдачу судебных приказов неуклонно возрастает. Возрастают, но незначительно, и суммы, взысканные с населения по исполнению судебных приказов и исковых заявлений.
В итоге по состоянию на 01.08.2006 г. готовность жилищно-коммунального комплекса Свердловской области к работе в зимних условиях выглядит следующим образом:
жилищный фонд подготовлен на 58,6 процента от общей площади (в 2005 году - на 58,1 процента);
котельные - на 40,8 процента (в 2005 году - на 39,2 процента);
центральные тепловые пункты - на 59,7 процента (в 2005 году - на 59,0 процентов);
тепловые сети (в двухтрубном исполнении) - на 57,4 процента (в 2005 году - на 55,7 процента);
замена ветхих тепловых сетей (в двухтрубном исполнении) - на 40,7 процента или 133,6 км. (в 2005 году - на 33,3 процента или 129,5 км.);
водопроводные сети - на 57,9 процента (в 2005 году - на 58,0 процента);
замена ветхих водопроводных сетей - на 46,0 процента или 159,8 км. (в 2005 году - на 35,7 процента или 103,7 км.);
специальные уборочные машины - на 62,7 процента (в 2005 году - на 58,1 процента);
газопроводы - на 82,6 процента, (в 2005 году - на 82,9 процента).
Обязательный запас материально-технических ресурсов для ликвидации аварийных ситуаций на объектах и сетях жилищно-коммунального комплекса составил - 40,6 процента от задания (в 2005 году - 42,6 процента).
По созданию 100 дневного запаса топлива ситуация складывается следующим образом. По состоянию на 17.08.2006 г. в муниципальные образования завезено:
104,1 тысяч тонн угля (на 62 дня);
5,2 тысяч тонн мазута (на 36 дней).
В заключении хочу отметить, что подготовка жилищного фонда, объектов социального и культурного назначения и коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2006/2007 года стала главной задачей министерства, органов местного самоуправления, жилищно-коммунальных предприятий и организаций на ближайшие месяцы текущего года.
Работы по подготовке жилищно-коммунального комплекса Свердловской области к сезонной эксплуатации будут завершены в сентябре для того, чтобы с начала октября начать пуск тепла и в ходе отопительного периода не допустить серьезных сбоев в работе систем жизнеобеспечения населения.