Россия может лишиться строительной индустрии
Россия может лишиться строительной индустрии
Строительство, особенно жилищное, является динамично развивающейся отраслью. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» включен в число приоритетных проектов, направленных на решение, прежде всего, социально значимых для страны задач. В этих условиях существенно повышаются требования к безопасности, качеству и комфортности строящихся зданий и сооружений, определяемые, прежде всего, требованиями нормативно-технической документации.
В 1994 году в связи с изменившейся экономической ситуацией в стране система технического нормирования в строительстве была пересмотрена с целью исключения избыточных требований и сокращения количества обязательных для исполнения нормативных технических документов, а также их гармонизации с европейскими и международными аналогами.
В1994 году Госстрой России утвердил «Систему нормативных документов в строительстве». С этого времени и вплоть до принятия закона «О техническом регулировании» несколько десятков институтов, проектных организаций, профессиональных общественных объединений, производственных фирм и компаний работали над приведением системы технического нормирования в строительстве в соответствие с требованиями упомянутого документа. Из-за недостаточности финансовых средств работы по пересмотру действующих СНиПов шли медленнее, чем хотелось бы, и это вызывало справедливые нарекания разработчиков и пользователей нормативной документации.
Строительные нормы и правила никогда не считались какими-то барьерами, даже на переговорах с представителями ВТО. Многие эксперты ИСО высоко оценили структуру и содержание нашей системы СНиПов. Несколько лет назад Министерство строительства КНР, проанализировав все существующие системы технического регулирования в строительстве, пришло к выводу, что лучшей является российская, и обратилось с просьбой передать им все наши СНиПы, которые были разработаны за последние два десятилетия. Практически все межгосударственные стандарты в строительстве для стран СНГ выполнены на основе российских и приняты в этих странах взамен национальных.
В июле 2003 года был введен в действие Федеральный закон «О техническом регулировании» (далее ФЗ). Потребность в подобном законе назрела потому, что необходимо было привести отечественную сферу технического регулирования в соответствие с мировой практикой и ликвидировать при этом ведомственный произвол.
Следует заметить, в 1990-х годах был принят ряд законов, которые дали возможность отдельным ведомствам выходить за пределы своей компетенции. Например, нормы в сфере строительства перестали согласовывать с Госстроем, что привело к появлению множества противоречивых требований и дополнительных, контролирующих строителей организаций. Тогда Госстандарт в контакте с Госстроем и другими министерствами и ведомствами подготовил ряд законопроектов, которые должны были устранить эти противоречия. Документы были в работе, когда появился проект ФЗ в такой неожиданной редакции.
При обсуждении проекта ФЗ представители практически всех министерств и ведомств, в том числе Госстроя, не отрицая самой идеи и целей реформирования системы технического регулирования, почти единогласно возражали против способов реформирования, предусмотренных этим законопроектом. Они предупреждали, что в предлагаемом виде закон в лучшем случае работать не будет, а в худшем - нанесет ощутимый удар по экономике России. Уже тогда было понятно, что ждет российскую экономику в случае присоединения к ВТО в условиях обрушения действующей нормативной базы и невозможности создания новой в срок, отведенный ФЗ.
Однако, принятие этого закона было провозглашено его авторами и идеологами актом революционного характера, направленным на расцвет предпринимательской деятельности в России. Но как показала жизнь, последствия этого «революционного акта» ничем не отличаются от тех, к которым приводят любые революции. Жизнь подтвердила правоту оппонентов ФЗ и непрофессионализм его разработчиков. Может быть именно поэтому они, пытаясь защититься, так агрессивно ищут в лице чиновников врагов, якобы просто препятствующих реализации закона.
Особенно серьезные проблемы возникли в строительстве. Вот уже на протяжении более трех лет ФЗ не только сам не работает, но и вызывает серьезные сбои в действовавшей до его принятия системе технического нормирования.
Накануне введения в действие ФЗ постановлением Госстроя России были приняты 14 СНиПов. Часть из них разработана впервые, другая – взамен ранее действовавшихТаким образом, вот уже в течение трёх лет складывается парадоксальная ситуация: СНиПы имеются, их никто не отменял, но и полноценно использовать их как бы нельзя, так как они «не влекут правовых последствий».
Вялотекущее рассмотрение этого вопроса в Минпромэнерго, Минрегионе и Правительстве РФ свидетельствует только об одном: должностные лица не осознают в полной мере масштабов разрушительных последствий нерешенности этой проблемы. И если ФЗ практически освобождает Правительство РФ от ответственности за обеспечение прав граждан на безопасное существование, то Конституция России такие права гарантирует и не освобождает от ответственности тех, кто эти права от имени государства обеспечивает.
Таким образом, если принять точку зрения Минюста, то в области жилищного строительства строительные нормы фактически отсутствуют. Такое положение нетерпимо и опасно, особенно в условиях развертывания государственной жилищной программы. И у инвесторов, и у граждан, приобретающих квартиры, помимо финансовых рисков возникают риски правовые. Что же касается требований безопасности, то остается только уповать на то, что застройщик знает о существовании вышеупомянутых «не несущих правовых последствий» документах и впишет их в договор на проектирование и строительство как собственные требования.
Но тут возникает противоречие с Градостроительным кодексом, которым предписана необходимость соответствия этих требований техническим регламентам, которых нет, и нормам строительного проектирования, которые вывел из правового поля Минюст, отказав в регистрации СНиПов. Круг замкнулся и органам надзора фактически нечем руководствоваться для подтверждения соответствия каким-либо документам используемых строителями норм.
Вызывают недоумение разговоры о возможности принятия упомянутых СНиПов постановлением Правительства РФ. Но в соответствии с ФЗ, чтобы утвердить эти документы правительству необходимо придать им форму и содержание технических регламентов, исключив их из действующей нормативной базы.
Если представить себе действующую систему нормативных документов в строительстве в виде здания и прилегающей к нему территории, то исключение из нее упомянутых 14 СНиПов означает разрушение отдельных, существенно важных для объекта элементов, которое сначала нарушит его функционирование, а через короткое время приведет к частичному или полному его обрушению. С другой стороны, превращать в технические регламенты СНиПы, предварительно не разработав структуру новой системы нормативно-технической документации, означает изначально создать хаос и сделать ее неработоспособной. Видимо авторы закона об этом не подумали когда заявляли, что только сами строители виноваты в создавшемся положении.
Но российские строители не хотят оказаться в положении своих коллег из Польши. Отказавшись от старой, и не создав новую нормативную базу в строительстве, Польша фактически потеряла свою строительную отрасль. Сегодня все крупные строительные фирмы в этой стране проданы иностранцам, а мелкие вынуждены работать у них в качестве субподрядчиков.
Любая европейская страна с развитой экономикой, поддерживая идею реформирования своей системы технического регулирования, делала и делает все возможное для сохранения тех национальных стандартов, которые защищают, прежде всего, интересы собственных производителей и предпринимателей. Принципы разработки европейских стандартов и присоединения к ним максимально учитывают пожелания всех заинтересованных стран - членов ЕС и позволяют переходить на новые стандарты производителей продукции внутри каждой страны без особых проблем и в течение довольно длительного времени. Но если страна оказывается без собственной нормативно-технической базы, она вынуждена будет подчиниться требованиям чужих документов и уступить лидерство.
То, что мы не сумеем создать новую дееспособную систему технического нормирования за оставшиеся три с половиной года уже понятно. Так надо ли нам разрушать существующую национальную систему, получившую высокие оценки международных экспертов, а в строительстве вызывающую зависть не только у всех европейских государств, но и в Канаде и США? Неужели это и есть истинная цель Федерального закона «О техническом регулировании»?!
В строительстве ФЗ на наш взгляд создал опасную нормативную неопределенность, результатом которой может явиться реальная угроза надежности, безопасности и долговечности зданий и сооружений. Это связано с тем, что ФЗ, в отличие от ранее действовавшего закона «О стандартизации», разработан и принят без учета специфики строительной продукции, а также европейского и международного опыта в области технического регулирования в строительстве. Многочисленные обращения профессиональных общественных объединений и отдельных специалистов по этому поводу поступали и звучали во время обсуждений проекта, но остались без внимания.
Половина из отпущенных законом семи лет переходного периода прошли. Истрачены огромные средства на разработку множества фолиантов методических, методологических и всяких других документов, в том числе проектов абсолютно недееспособных технических регламентов. Как проводились конкурсы и выбирались их разработчики - известно только организаторам конкурсов. В результате, экономике страны уже нанесен ощутимый урон. Однако, стремясь отчитаться за потраченные деньги, Минпромэнерго, а вслед за ним другие министерства дают торжественные обещания в кратчайшие сроки разработать и представить предусмотренные планом и сверх плана многочисленные регламенты - общие и специальные. Но никого не интересует, как эти регламенты будут работать. Это не удивительно, так как разработчики и идеологи закона не хотят слышать и понимать то, что говорит им предпринимательское сообщество, интересы которого они, якобы, защищают.
Что же, на наш взгляд, делает закон «О техническом регулировании» в том виде, в котором он существует в настоящее время, не только недееспособным, но и опасным для строительства.
1. Закон не соответствует по отдельным ключевым положениям Соглашению по техническим барьерам в торговле ВТО, европейскому и международному законодательству, а также законодательству стран СНГ в области технического регулирования в строительстве. Так, например, здания и сооружения, как объекты недвижимости, не являются объектами международного торгового сотрудничества, пересекающими границы и подпадающими под Соглашение ВТО о технических барьерах в торговле. Более того, любое здание и сооружение, даже построенное по типовому проекту, будучи привязанным к конкретному участку земли, становится индивидуальной продукцией, и к ним не применимы требования, предъявляемые к серийно выпускаемой промышленной продукции. Кроме того, строительный объект в завершенном виде не может быть подвергнут испытаниям, как это предусмотрено ФЗ.
Мировая практика технического нормирования в области строительства концептуально и структурно однородна и мало чем отличается от российской. Во всех западных государствах имеется закон о строительстве (строительной деятельности, строительном нормировании), устанавливающий организационно-правовые отношения и определяющий орган исполнительной власти, отвечающий за техническое регулирование в строительстве и разработку строительных норм и правил.
Так было и в России до ликвидации Госстроя. Сегодня Рострой этим заниматься не может. В Положении о Минрегионе разработка нормативно – технических документов в строительстве прописана, но результаты его деятельности говорят сами за себя: технические регламенты разрабатываются в отсутствие системы нормативно – технических документов, без учета интересов отрасли и мнения профессиональной общественности.
2. В ФЗ отсутствует четкое разделение сфер законодательств в области технического регулирования, промышленной безопасности, охраны окружающей среды, охраны труда, пожарной безопасности и здравоохранения. Сегодня существует понятная система: нормативно-технические документы (СНиПы и ГОСТы), технологические регламенты, нормативные документы в области безопасности и охраны труда. Закон требует объединить все в одном документе. Это вносит еще больше дезорганизации и уж точно не облегчает жизнь предпринимателей.
3. Впервые в мире допускается разработка «любым лицом» технического регламента – законодательного документа, устанавливающего обязательные требования к продукции и процессам производства. Это подразумевает, в том числе, изготовителей и поставщиков продукции, роль которых в мировой практике – участие в обсуждении подобного рода документов. Благодаря этому положению ФЗ регламенты могут стать орудием конкурентной борьбы между различными группами предприятий и преследовать установление доминирующего положения отдельных (прежде всего зарубежных и транснациональных) компаний на российском рынке. Но выиграет ли от этого потребитель и отечественный производитель – вопрос риторический. Понимают ли это депутаты, проголосовавшие за закон, и несут ли они ответственность за последствия?
4. Закон предусматривает включение в технические регламенты только требования безопасности продукции и процессов. Если говорить о строительстве, то безопасность зданий и сооружений, безопасность проживающих и пребывающих в них людей и безопасность прилегающих к ним территорий обусловлена огромным количеством взаимосвязанных факторов. Поэтому система нормативных документов в строительстве такова, что наряду с конкретными требованиями безопасности они, как правило, содержат показатели качества, обеспечивающие эти требования. Разделить их искусственно, как того требует ФЗ, достаточно сложно, а в большинстве случаев просто невозможно. Кроме того, в законах не должны содержаться технические нормы прямого действия, так как в нормативных документах необходимо оперативно отражать достижения научно-технического прогресса. А изменение закона требует много времени. Во всем мире в законодательных актах, связанных с техническим регулированием, излагаются существенные требования по безопасности и определяется степень ответственности за их соблюдение. Все же технические нормы (расчеты, формулы, диаграммы, таблицы, численные показатели и т.д.) приводятся в документах добровольного применения: национальных стандартах, кодексах установившейся практики (аналоги в России – СНиПы, СанПины, пожарные нормы). Без отсылочного механизма невозможно создать действенную систему технического нормирования.
5. Статья 46 ФЗ фактически заморозила на семилетний период все нормативно-технические документы, устанавливающие требования безопасности и регулирующие промышленный, строительный и потребительский рынок (стандарты, строительные нормы и правила, нормы пожарной безопасности и т.д., всего более 170 тысяч документов). В этих условиях министерства (ведомства) не вправе принимать обязательные решения в закрепленных за ними областях, в том числе для обеспечения безопасности граждан. Это уже привело к тому, что мы теряем конкурентоспособность промышленной продукции (в строительстве это строительные материалы, изделия и конструкции), работая в течение последних трех лет по старым стандартам и СНиПам.
Что же касается зданий и сооружений, то ситуация еще хуже. Сегодня нелегитимны прежние территориальные строительные нормы, которые разрабатывались субъектами федерации, и содержали требования к строительным объектам, отражавшие особенности местных территорий - климатические, геологические, экономические и т.д..
Эти документы утверждаются администрациями субъектов федерации и сейчас, несмотря на запрет ФЗ. Но сегодня это единственный выход из положения. Например, высотное строительство сегодня не регламентируется в полной мере нормативными документами федерального уровня, включающими требования безопасности к объектам такого рода. Можно было бы оперативно внести соответствующее дополнение в СНиП «Здания жилые многоквартирные» и утвердить его в министерстве, но в этом случае, согласно ст. 4 п.3 ФЗ, этот документ приобретает лишь рекомендательный характер. Но, как отмечалось выше, этот документ Минюстом не зарегистрирован и «не несет правовых последствий». Технического же регламента пока нет, и неизвестно когда он появится.
Между тем строительство высотных зданий ведется. И только благодаря решению Правительства Москвы были разработаны и утверждены московские государственные строительные нормы по высотному строительству. Теперь они лягут в основу территориальных строительных норм тех регионов, где будет вестись такое же строительство. Есть аналогичные примеры и в других субъектах Федерации. Возможно, это не соответствует закону «О техническом регулировании», но зато соответствует Конституции России, согласно которой органы власти субъектов РФ несут ответственность за жизнь и здоровье жителей своих регионов.
Что же касается уникальных и особо сложных объектов, то до принятия ФЗ для них разрабатывались специальные технические условия (ТУ) для проектирования, которые согласовывались с Госстроем с привлечением профильных институтов, и утверждались, в соответствии с Гражданским кодексом, заказчиком. Сегодня это согласование ни за кем не закреплено. Тем не менее, ТУ согласуются, и соответствующие объекты проектируют и строят. Вот только уверенности в том, что согласующий способен разобраться в ТУ, без привлечения соответствующих специалистов, нет. К таким объектам относятся уникальные промышленные и гражданские здания и сооружения, включая аквапарки, крупные торговые центры, спортивные сооружения. Установить в законах технические нормы прямого действия применительно к таким объектам означает заблокировать развитие архитектурного творчества, строительной науки и инженерно-технической мысли.
7. Статья 8 закона предусматривает разработку общего технического регламента «По вопросам безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий». Безопасность зданий и сооружений и прилегающих к ним территорий закладывается и формируется на стадии инженерных изысканий и проектирования, обеспечивается на стадии строительства и лишь поддерживается на стадии эксплуатации. Другими словами, эксплуатация - лишь одна из стадий жизненного цикла объектов недвижимости. Требования безопасной эксплуатации определяются на стадии проектирования и, в соответствии с действующими нормами, отражаются в специальном разделе проекта. Кроме того, жизненный цикл строительных объектов в отличие от промышленной серийно выпускаемой продукции исчисляется несколькими десятками и даже сотнями лет. Поэтому на любом этапе их жизненного цикла должно быть понятно, по каким принципам они проектировались, строились, эксплуатировались и как, наконец, их следует утилизировать. В первую очередь это касается специальных, сложных, особо сложных и уникальных объектов. Можно ли будет все это знать, если, следуя предписаниям идеологов ФЗ, « распаковать» действующие нормативные документы, разделив их содержимое на обязательные требования, обеспечивающие безопасность, и добровольные требования, обеспечивающие качество. При этом следует учесть, и за это особенно неистово борются авторы закона, никаких ссылок в регламентах на стандарты не должно быть, хотя во всех странах мира все обстоит ровно наоборот.
В течение многих десятилетий проектирование и строительство объектов недвижимости в России, по аналогии с большинством стран с развитой экономикой, выполняются в соответствии с правилами, установленными нормативными документами, объединенными в настоящее время Системой нормативных документов в строительстве. В эту систему входят сотни норм пожарной безопасности, санитарных норм и правил, строительных норм и правил, сводов правил, которые постоянно пересматриваются и совершенствуются. На сегодняшний день действуют 188 СНиПов и около 5000 стандартов. В большинстве своем они увязаны со стандартами ИСО и другими международными документами. Перевести всю совокупность строительных нормативных документов в форму национальных стандартов, единственный предусмотренный ФЗ вид документов добровольного применения, практически невозможно. Исполнение этого условия надолго задержит реформу технического регулирования в строительстве, потребует переподготовки всех специалистов проектных, изыскательских и строительных организаций, пересмотра программных комплексов по проектированию, внесения огромного количества изменений в учебно-методические и другие сопутствующие информационные материалы. Все это требует значительных средств и времени. А самое главное – бессмысленно. К тому же, оставшихся 3,5 года недостаточно для такой масштабной работы, как, впрочем, недостаточно было и 7 лет, отведенных ФЗ. Следовательно, с 1 июля 2010 года строительная отрасль в соответствии со ст. 46 ФЗ будет лишена нормативной базы проектирования и строительства.
Этого можно избежать, если сохранить прежние СниПы, а также санитарные нормы и правила и нормы пожарной безопасности в качестве нормативных документов для добровольного применения. Аналоги в мировой практике – кодексы установившейся практики.
8. ФЗ по ряду положений в отношении строительства зданий и сооружений вошел в противоречие с Гражданским кодексом (ст.475, ст.743 и ст.130), Градостроительным кодексом (ст.1,п.16, ст.54, часть2, и ст.55), введенным в действие 30 декабря 2004г, и Положением о государственном строительном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ 1 февраля 2006г. Это уже системное нарушение, которое снижает значимость и эффективность всех упомянутых законодательных и нормативных актов.
Невозможность полного правоприменения ФЗ усугубляется и тем, что отсутствует единый орган исполнительной власти, ответственный за единую политику в области технического регулирования и стандартизации, как это принято в мировой практике. Его отсутствие привело к появлению, помимо Департамента по техническому регулированию и метрологии Минпромэнерго и Ростехрегулирования, многочисленных структур, пытающихся взять проведение этой политики на себя. Прежде всего, это временная экономическая рабочая группа при Экспертном управлении Администрации Президента Российской Федерации и созданное ею некоммерческое партнерство «Национальный институт по техническому регулированию» (НИТР), Комитет Совета Федерации по промышленной политике, Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и туризму и одноименный Комитет Госдумы.
Временная экономическая группа и НИТР, являясь авторами ФЗ, от имени Администрации Президента активно навязывают свое видение реформы технического регулирования. Замечание Президента РФ о том, что законы должны содержать нормы прямого действия они используют как основной аргумент в защиту ФЗ. Но Владимир Путин говорил о правовых нормах, так как именно правовые нормы устанавливаются законами. Что же касается технических норм, то позиция Президента России по отношению к ним отражена в подписанной им «Дорожной карте». В ней совершенно однозначно говорится, что Россия должна сближать свое законодательство с европейским, в том числе в области технического регулирования.
Защищая интересы не понятно каких предпринимателей, не изучив существующую отечественную систему технического регулирования, национальные и международные системы, не имея опыта работы по техническому нормированию, эти структуры по непонятным причинам пытаются навязать предпринимательскому сообществу, в том числе в строительстве, свое псевдореволюционное видение реформы технического регулирования. При этом они полностью игнорируют мнение профессиональной общественности и добросовестных предпринимателей.
В результате страны СНГ, принявшие аналогичные по названию, но более разумные по содержанию законы, максимально использовавшие при их разработке международный и европейский опыт, уже реформируют национальные системы технического регулирования, не разрушая их, а поэтапно совершенствуя. Мы же более трёх лет пытаемся воплотить в жизнь очередную революционную догму, «разрушив все до основания». А затем?
Без комплексной, понятной, гармонизированной с международной и европейской системы технического регулирования строительство не сможет развиваться, обеспечивая гражданам России безопасное и комфортное проживание и пребывание в строительных объектах различного назначения. Страны ЕС реформировали, не разрушая, свои системы технического регулирования в течение 15 - 35 лет, и процесс этот еще продолжается. КНР при вступлении в ВТО определила для себя срок перехода на новую систему в15 лет. По нашему ФЗ переходный период для России -7 лет при полной для строительства парализации существовавшей системы. Времени для споров уже не осталось. Если незамедлительно не принять меры, ситуация только усугубится и станет необратимой.
Учитывая негативные последствия принятия ФЗ, считаем необходимым для радикального улучшения ситуации незамедлительно осуществить следующие меры:
- внести в закон «О техническом регулировании» ряд дополнений, учитывающих специфику строительной продукции, или перевести строительство из правового поля закона "О техническом регулировании" в правовое поле Градостроительного кодекса, внеся в него соответствующие дополнения;
- принять постановление Правительства РФ по вопросам нормативно- технического обеспечения строительства и эксплуатации зданий и сооружений, и предоставить этим постановлением определенные полномочия одному из органов исполнительной власти в части организации работ по нормативно-техническому обеспечению строительства, в том числе для выполнения национальных программ в этой области;
- в соответствии с ФЗ определить единый Национальный орган по техническому регулированию и стандартизации;
- рассмотреть в Правительстве РФ и утвердить дезавуированные Минюстом 14 строительных норм и правил, утвержденные Госстроем России в 2003 году. Сделать это необходимо во избежание в дальнейшем возможных кризисных ситуаций в строительстве, а также для активизации выполнения соответствующих национальных программ.
Баринова Л.С.,
вице-президент Российского Союза строителей (работодателей),
Басин Е.В.,
председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству
в сфере строительства и ЖКХ,
Забелин В.Н.,
президент Российского Союза строителей (работодателей),
Кошман Н.П.,
председатель Ассоциации строителей России,
Лобов О.И.,
президент Российского общества инженеров строительства