Ассоциация РООР Союз стройиндустрии Свердловской области
Союз предприятий строительной индустрии Свердловской области создан в 1999 году при поддержке Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.
20 лет Союз способствует активному развитию строительной стройиндустрии области.
Ru En

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ДОРОЖНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ОКРУГА — ЮГРЫ В ОТНОШЕНИИ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Строительство автомобильных дорог является материалоемким производством, при этом качество и строительные свойства сырья, дорожно­строительных материалов, полуфабрикатов оказывают значительное влияние на потребительские свойства конечной продукции. При строительстве дорог в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре основной проблемой является отсутствие местных материалов и сложные транспортные схемы их доставки, что отражается на стоимости сооружаемых объектов.

Исходя из такого положения, техническая политика Дорожного департамента Ханты-Мансийского округа - Югры направлена на использование качественных материалов, обладающих высокими показателями строительных свойств для сооружения объектов, сохраняющих свои потребительские свойства в течение длительного времени. Тем самым достигается экономия бюджетных средств вследствие исключения дополнительной транспортной работы на завоз материалов для ремонта, реконструкции, а также снижается масса перевозимых материалов за счет их рационального использования.

Реализация технической политики в отношении дорожно­строительных материалов осуществляется по следующим направлениям.

1. Нормирование технических свойств. Исходя их богатой строительной практики, на основании результатов научно-исследовательских работ, выполненных по программе НИОКР Дорожного департамента, был сделан ряд заключений о необходимости корректировки требований норм действующих ГОСТ, ТУ и других нормативных документов на дорожно­строительные материалы для условий округа. Действующая нормативная база разрабатывалась два, три десятилетия назад и не учитывает результаты технического прогресса в области материалов и технологий, а самое главное не отражает сложных природно-климатических и географических условий автономного округа.

Работа по корректировке нормативных требований к материалам и созданию собственной нормативной базы бела начата в Дорожном департаменте в 1999 году. После вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» она получила новый импульс. Основная цель разработки Стандартов организации - назначение более «жестких» норм к качеству материалов, отражающих их работу в реальных условиях.

В настоящее время разработаны следующие нормативные документы.

СТО ДД ХМАО 06 - 2004 Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон для автомобильных дорог Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В стандарте организации в сравнении с ГОСТ расширена классификация асфальтобетонов, введены условные обозначения типов смесей и классификация по плотности, уточнены зерновые составы смесей, значительно сокращена область применения материалов с низкими показателями прочности и истираемости, сужена область применения природных песков, введены более узкие пределы по пористости асфальтобетонов. В СТО более подробно описаны процедуры контроля.

СТО ДД ХМАО 08 - 2005 Щебеночно-песчаные смеси, применяемые для устройства оснований дорожных одежд, дополнительных слоев оснований и укрепления обочин автомобильных дорог ХМАО - Югры. В этом стандарте более «жестко» регламентированы зерновые составы щебеночно­песчанных смесей, уменьшающие содержание песка, исключены дополнительные транспортные расходы.

В настоящее время ведутся работы по разработке норм на кубовидный щебень, требований к щебню по шлифуемости и полируемости. Проблема состоит в том, что понятие «кубовидный щебень» - не более, чем лозунг. Нет объективных критериев, по которым щебень можно отнести к «кубовидному». Используя ГОСТовские подходы, можно сказать, что самый кубовидный щебень - это шарообразный. Все знают последствия применения окатанных зерен как в асфальтобетоне, так и в других смесях. Показатели шлифуемости и полируемость вообще не нормированы в действующих стандартах, а ведь именно эти свойства отвечают за шероховатость покрытия дорог, влияющую на безопасность движения. Для их определения понадобилось конструирование и изготовление новых приборов, разработки оригинальных методик.

Начата большая работа по нормированию свойств дорожных битумов и методов их испытаний.

2. Контроль и подтверждение соответствия. Наличие хорошей нормативной базы не обеспечивает гарантий качества материалов без всеобъемлющего контроля и процедур подтверждения соответствия. Дорожный департамент силами собственной лабораторной службы постоянно ведет проверку соответствия материалов. Кроме того, при участии в конкурсах на строительно­монтажные работы претенденты должны предъявить доказательные данные о качестве применяемых материалов и системе входного контроля. Позже при реализации контрактов у подрядчиков проверяется наличие сертификатов соответствия, подтверждения экологической безопасности применяемых материалов. Большую роль в обеспечении качества асфальтобетонных смесей, по нашему мнению, вносит процедура согласования составов смесей и рабочих рецептов до их производства. Данная процедура наряду с конкурсными процедурами позволяет на стадии подготовки к производству исключить применение не соответствующих требованиям норм материалов и полуфабрикатов.

3. Инновационная деятельность. Повышение потребительских свойств сети автомобильных дорог округа, снижение затрат на строительство и их содержание невозможно без создания условий, направленных на реализацию научных исследований и разработок, достижений научно-технического прогресса в практику дорожного хозяйства. Это является целью инновационной деятельности Дорожного департамента, которая в области дорожно­строительных материалов реализуется по следующим направлениям.

Совершенствование применяемых материалов и технологий. В этом направлении проводятся испытания новых отечественных стабилизирующих добавок для щебеночно­мастичного асфальтобетона «Хризотоп», СД-1 и СД-супер.

Проводятся опытно производственные испытания вновь разработанных материалов. К таким можно отнести порционно­складируемые смеси для ямочного ремонта, дренирующие асфальтобетоны, стабилизированные грунты. Применение порционно складируемых смесей позволит значительно расширить временные и температурные границы ремонта асфальтобетонных покрытий, существенно уменьшить производственные затраты, производить ремонт своевременно и качественно. При положительных результатах работы дренирующих асфальтобетонов в покрытии в условиях автономного округа могут быть решены важные проблемы безопасности автомобильных дорог. При устройстве покрытий из дренирующего асфальтобетона наряду с уменьшением уровня шума от движения автомобилей будет устранено явление аквапланирования и водяного тумана за движущимися автомобилями при выпадении осадков.

Большие надежды возлагаются на использование стабилизированных грунтов, что позволит существенно снизить использование дорогостоящих щебней при устройстве оснований автомобильных дорог. В настоящее время Дорожным департаментом проводятся интенсивные лабораторные и опытно производственные исследования ионообменных стабилизаторов RRP-235-SPECIAL , Geo-R-Bond, комплексных CONSOLID-444 в комбинации с SOILDRY.

Дорожный департамент всегда открыт для обмена информацией с коллегами, предложений производителей новых материалов и разработчиков инновационных технологий.

Мероприятия