УРАЛ – ОПОРНЫЙ КРАЙ ДЕРЖАВЫ, ЕЕ ДОБЫТЧИК И КУЗНЕЦ
В 2007 году исполняется 306 лет уральской металлургии, начало которой было положено запуском в 1701 году по указу Петра Великого первых на Урале доменных чугуноплавильных заводов - Каменского и Невьянского.
Металлургические промыслы на Урале, имевшем богатейшие запасы разных руд, существовали с глубокой древности. В XVII веке в регионе возникло несколько небольших железоделательных заводов, где железо плавилось в сыродутных горнах и проковывалось вручную. Подлинным же началом современной уральской металлургии стало строительство в первой четверти XVIII века, при Петре I, большой группы крупных доменных и молотовых заводов, действовавших с помощью водяных двигателей.
В течение трех последующих столетий металлургия была ведущей отраслью экономики Уральского региона, принесла ему мировую славу, способствовала превращению его в «опорный край державы», в арсенал и кузницу Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. За 300 лет на Урале было построено более 300 металлургических заводов, многие из которых существуют и работают в настоящее время.
Сегодня металлургия является становым хребтом региональной экономики. На нее приходится около 27% валовой продукции промышленности уральского экономического района. На его предприятиях производится 42% стали, 43% чугуна, 57% стальных труб России. Лидирующие позиции занимает регион и в выпуске цветных металлов. Только в Свердловской области сосредоточено производство более 30% российской меди, 10% первичного алюминия, 15% алюминиевого проката. У нас выпускается 53% российского глинозема и добывается 80% бокситов.
Несмотря на трудности переходного периода, более ста предприятий металлургического комплекса успешно наращивают выпуск своей продукции. Особенно активно завоевывают новые рынки сбыта не только в стране, но и за рубежом такие гиганты черной и цветной металлургии, как Магнитогорский и Нижнетагильский металлургические комбинаты, Богословский и Уральский алюминиевые заводы, Первоуральский новотрубный и другие. Прочные традиции, квалифицированные кадры, разворачивающееся технико-технологическое перевооружение производства позволяет металлургии Урала с уверенностью смотреть в будущее. Основание для такого оптимизма дает история уральской металлургии с самого своего начала занимавшей ведущие позиции в стране.
Наиболее убедительно о масштабах производства XVIII - начала ХХ веков можно судить по материалам Невьянского, Екатеринбургского и Нижнетагильского заводов. Первая доменная печь на Невьянском заводе построена в 1701 году. Вскоре здесь же была сооружена «царь-домна», одна из крупнейших в мире по тому времени. В середине XIX века доменный корпус перестроили, и он сохранился до сих пор.
Екатеринбургский завод, построенный в 1723 году, имел около 30 отдельных производственных помещений - цеха, склады, плотину с водоподводящей системой, приводившей в движение до 50 водяных колес.
Нижнетагильский завод выдал первый чугун в 1725 году, к концу XVIII века на нем функционировало уже 26 различных производств. Здесь был построен первый русский паровоз, внедрено много других оригинальных технических усовершенствований. До сего времени сохранились плотина и вешняк, каменная подпорная стена и другие объекты XVIII, а также сооружения и здания XIX века. Они дают наглядное представление об эволюции уральского металлургического завода, прошедшего путь от мануфактуры до предприятия индустриального типа. Нижнетагильский завод - одно из старейших металлургических предприятий мира интересен и типичностью этапов своего развития. Многочисленные образцы оборудования позволяют проследить полный металлургический цикл: доменное, мартеновское, прокатное производства. Карьер Высокогорского рудника воссоздает уникальную экспозицию горных работ на разных стадиях добычи руды (домануфактурной, мануфактурной и индустриальной).
XIX век для уральской металлургии ознаменовался ее совершенствованием на новой технической основе. От вододействующих сооружений (плотин, водоводов, водяных колес и т.п.) - к новой энергетической базе - паровому двигателю, круто изменившему технологию производства и характер заводских строений. На смену водоводам пришли паропроводы и различные трансмиссии. На заводских площадках появились железнодорожный транспорт, канатные дороги, вертикальные подъемники для подачи сырья в доменные печи, что заметно меняло индустриальный пейзаж.
Конец XIX - начало ХХ веков ознаменовались активным внедрением в производство электрической энергии, что ускорило процесс реконструкции промышленных предприятий и приблизило их к современному типу.
Уральские заводы поставляли металл во многие европейские страны и даже в Америку. Демидовское кровельное железо сохраняло от непогоды здание английского парламента и французский собор Нотр-Дам. Есть сведения, что уральская медь использовалась при возведении статуи Свободы в Нью-Йорке.
Новый импульс развитию уральской индустрии дали войны ХХ века, особенно Великая Отечественная (1941-1945гг.), когда Урал стал крупным поставщиком не только металлургической продукции, но и машиностроения, обеспечивал 40% всей продукции военной промышленности СССР. В последующие годы суровые ветры «холодной войны» превратили его в крупнейший арсенал новейших вооружений. Здесь рождалась советская атомная и ракетная мощь. Наряду с традиционным выпуском чугуна, стали, железа, меди на Урале освоили производство титана, магния, никеля и других металлов.
Отличительная особенность индустриального развития Урала - его тесная связь с градостроительством. Уральские «города-заводы» развивались на базе металлургического производства. Специфика таких поселений определялась территориальным единством с ним, четко выраженным характером занятости населения, административной подчиненностью заводовладельцам, что накладывало отпечаток не только на тип застройки, но и на социально-бытовой уклад жизни.
Уральские города и рабочие поселки хорошо вписываются в окружающий ландшафт, но на этом великолепном пейзаже есть и темные пятна: вырубленные леса, огромные отвалы мертвой породы, отравленные отходами промышленных предприятий реки. Именно Урал, одним из первых испытавший столь сильное антропогенное воздействие на природу, со временем превратился в район экологического бедствия. Примером могут служить города Кушва, Карабаш или такие места, как Высокогорский карьер в районе Нижнего Тагила.
За столетия промышленного развития Урал прошел путь, аналогичный многим старопромышленным районам мира, таким как Рур, Лотарингия, Эльзас и другие. Его памятники имеют общемировое значение, нуждаются в изучении, охране и экспонировании.
История уральских металлургических заводов - яркое свидетельство гигантских масштабов технического прогресса в процессе модернизации региона, индустриального могущества Урала, его огромного технического и научного потенциала.
По материалам энциклопедии «Металлургические заводы Урала XVII-XX веков» (Екатеринбург, 2001)